деловая игра по созданию фантастических ресурсов
Фантограмма
Метод разработан автором ТРИЗ Г.С. Альтшуллером
Адаптация к игре проведена А.Ю. Щинниковым
Успех решения инновационных задач зависит от уровня воображения (фантазии). Для развития воображения необходима систематическая тренировка
Катя:
Кому игра будет полезна?
Алексей:
Предпринимателям, маркетологам, инженерам. Всем, кому по роду деятельности нужны новые ресурсы, сильные идеи и развитое воображение
Катя:
Как проходит игра?
Алексей:
Команды по 4-5 человека в течении получаса осваивают правила игры. Затем в течение следующего времени проходит игра, целью которой становится новый фантастический объект. В дальнейшем полученную идею можно подготовить как инновацию с помощью ТРИЗ, или оставить её как сюжет фантастического рассказа
Инновации и фантазия
Инновационное развитие
значительно ускоряется за счет развитого воображения сотрудников организаций
Инновации
Как обычно люди фантазируют?
Складывают знакомые им предметы, животных

Самый простой метод получения фантастических идей - «Фантастическое сложение». Суть метода в объединении предметов, идей, свойств, процессов в любом их сочетании
Одним из способов тренировки фантазии является выполнение упражнений типа: «Придумать фантастическое животное»

Для подобных упражнений характерны:
  • наличие некоторого множества объектов (М)
  • необходимость дополнить это множество одним или несколькими объектами
В качестве исходного множества могут выступать самые различные группы объектов. Например: животные, птицы, растения, цветы, разумные существа, машины, средства связи, планеты, гипотезы, элементарные частицы...

Для начальных упражнений целесообразнее брать нетехнические группы объектов (животные, растения и т.п.), поскольку психологические барьеры здесь меньше и преодолевать их легче

Типичные ошибки. Берут два знакомых объекта из привычной зоны и комбинируют их. Когда-то это был сильный прием, он широко использован в сказках и мифах (русалка, кентавр, сфинкс). Сейчас такие приемы дают тривиальные комбинации
Простейшее сложение волка и совы
Чтобы придумать идею, у которой нет аналогов, необходим более сильный инструмент, чем тот, которыми люди пользуются повседневно
Для получения сильных идей нужно постепенно уходить от привычного образа прототипа
Метод тренировки управляемой фантазии
Фантограмма
Фантограмма (как метод Г.С. Альтшуллера) представляет собой двухмерный морфологический ящик, а приемы использования фантограммы являются эвристическим алгоритмом

Работа по фантограмме строится на алгоритмическом принципе, когда каждая последующая процедура опирается на результаты предыдущей, а сами процедуры выполняются по определенным правилам

Идеи получаются не сразу, а путем методичного размышления по «Фантограмме»
«Представим себе рыбу, которой в силу изменения климатических или иных условий надо перейти в животное на суше. Природа не знает моделирования - и процесс перестройки объекта растянулся на миллионы лет.

А теперь представим себе рыбу, которая умеет применять моделирование. Вот эта рыба подошла к суше. Что такое суша - рыба еще не знает. Рыба выпускает на сушу множество мелких моделей - самых различных. Одни ползают, другие прыгают, у одних - температура тела равна температуре внешней среды, у других - температура равна постоянной величине. И так далее. Большинство моделей погибает и не возвращается. А какая-то модель возвращается в наилучшем состоянии - она успешно прошла испытания в новых условиях. Новое поколение у нашей рыбы копирует лучшую вернувшуюся модель.

Мы получили фантастическую идею, которой еще нет в фантастике. И притом очень хорошую идею, построенную на фантастической, не логичной основе. Впрочем, так ли уж фантастична эта идея? Быть может, именно на этом принципе будет работать (лет через 30-50) планетоход, способный к самоорганизации и рассчитанный на движение в условиях, которые заранее нельзя предвидеть...»

Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ


Закажите игру для своей команды
ТРИЗ ЦЕНТР «ОРИБУС»
г. Саратов, ул. Осенняя, д. 6,
Офис «Орибус»
trizsar@yandex.ru
www.triz-reshatel.ru
+7 (905) 388 78 50
+7 (927) 059 71 78
8 (8452) 600-430

Made on
Tilda